Подростковый период – такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения, которые делают возможным выполнение задач, стоящих перед взрослым человеком – выполнение его социально-профессиональной функции и функции образования семьи.
Подростковый возраст характеризуется ярким протеканием эмоций, экзальтацией, демонстративностивным поведением, резкой сменой различных состояний (Прихожан А.М., Толстых Н.Н, Фельдштейн Д.И., Кондратьев М.Ю. и др.). Причиной тому могут быть акцентуации характера (Личко А.Е.), среди которых у подростков часто проявляются демонстративная, гипертимная, циклотимная, лабильная. Так, циклотимная и лабильная могут приводить к депрессии, чувству одиночества, незначимости, мыслям о смерти.
Классический депрессивный синдром характеризуется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью, снижением жизненного тонуса, идеями самоуничижения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и соматовегетативными расстройствами. Депрессия у детей и подростков распознаются порой с трудом. Это обусловлено, во-первых, тем, что депрессивная симптоматика наслаивается на психологические особенности возраста и, во-вторых, нередко имеет маскированные формы проявления.
Многоуровневость и сложность проблемы предполагают как выход за пределы лишь когнитивной сферы подростка, так и учет максимально широкой системы отношений, в которую включена развивающаяся личность (« социальная ситуация развития» по Л.С.Выготскому). В современной психологической науке накоплен банк данных, описывающих особенности влияния тех или иных компонентов социальной ситуации развития и их комбинации на возникновение и развитие депрессивности в подростковом возрасте.
Переход от детства к взрослости обычно подразделяют на несколько этапов в зависимости от изменений, происходящих в жизни ребенка. Почти во всех исследованиях подросткового возраста появляется слово «кризис». Это понятие в своем обыденном значении должно отражать интенсивность психических процессов, волнения и многочисленные трудности, вызывающие беспокойство, как у самих подростков, так и у людей, которые чаще всего с ними общаются. Традиционные психоаналитическая и психологическая теории предполагают, что все подростки проходят период депрессии, потому что они переживают конфликты и внутри себя, и в отношениях с окружающими, и это является нормальной стадией развития. Стенли Холл первым дал имя этой концепции – «шторм и стресс». Он был убежден, что все обычные подростки испытывают резкие перепады настроения и самочувствия, но это не указывает на психопатологию. Эти признаки являются частью нормального подросткового развития.
Эмпирические исследования доказали несостоятельность этой точки зрения (Оффер, Раттер). Оффер, исследуя подростковый период, определил подростковое смятение как «значительный срыв в психической структуре подростка, который ведет к нарушению психологического равновесия»[9].
Важной целью психологов является способность отличить «нормальных подростков» от подростков с психическими расстройствами. Исследования Оффера и Раттера подтверждают, что социально отстраненные подростки с резкими перепадами настроения, когнитивными искажениями и конфликтами с ровесниками и семьей вовсе не обязательно являются типичными подростками. Однако некоторые исследователи считают, что развитие в подростковом возрасте протекает бескризисно. Так, Маргарет Мид в 1988 году, изучив взросление детей на островах Самоа, Адмиралтейства, а позже и на Новой Гвинее, нашла, что переход к зрелости не сопровождается в этих обществах каким-либо кризисом или драмой. Подростки Океании не знают жестких сексуальных табу, для них нет проблемы индивидуального самоопределения (профессионального, социального или морального), которое должно быть осуществлено в относительно короткий промежуток времени. Поэтому переходный период здесь не знает внутренней напряженности, типичной для европейской и американской культур.
По мнению знаменитого этнографа Рут Бенедикт, тип перехода от детства к взрослости, в частности, зависит от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данное общество к ребенку и взрослому. Там, где требования более или менее единообразны, развитие протекает плавно и постепенно. В современных развитых обществах нормы поведения детей и взрослых различны и даже противоположны. Детский возраст считается игровым, свободным от ответственности. От ребенка требуют послушания, от взрослого – инициативы и самостоятельности. Контрастность детства и зрелости затрудняет подростку усвоение взрослых ролей, вызывая ряд внешних и внутренних конфликтов.
Изложенные факты позволяют предположить, что подростковый период не является универсальным возрастным феноменом, а во многом определяется социальной ситуацией, в которой происходит развитие. С этой точки зрения можно предполагать, что психологические условия, способствующие или, напротив, препятствующие возникновению депрессивных состояний у современных подростков, будут нести отпечаток своеобразия того культурно-исторического периода, на который пришлось становление их личности.
Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.
Таким образом, разумно диагностировать подростков, поведение и чувства которых выпадают из нормального спектра, так как раннее вмешательство может привести к положительным результатам.
Ученые обращают внимание на проблему диагностики депрессии у подростков: подходит ли использование критериев, свойственных взрослым, для диагностики депрессии у подростков.
Проблема, с которой сталкиваются при изучении подростковой депрессии, состоит в следующем: подходит ли использование критериев, свойственных взрослым, для диагностики подростков.
Критика применения критериев для взрослых при оценке депрессии у подростков имеет следующее обоснование. Во-первых, мало известно о валидности и надежности применения данных критериев по отношению к подросткам. Во-вторых, эти критерии уделяют мало внимания изменениям детских симптомов в процессе развития индивида.
Не разрешен также вопрос о том, различаются ли специфические подгруппы симптомов депрессии и связанные с ней особенности в зависимости от возрастных групп. Результаты некоторых исследований показали, например, наличие определенных симптомов, тесно связанных с возрастом. Частота проявления ощущения безнадежности, психомоторных реакций и иллюзий с возрастом увеличивается, тогда как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации проявляются реже. По контрасту депрессивное настроение, низкая концентрация внимания и суицидальное поведение не имеют значимой связи с возрастом.
Симптомы депрессивных детей и подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей. В связи с этим очень важным для диагностики является выделение симптомов, типичных для возраста и стадии развития. В подростковом периоде отчетливее проявляется дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Но в то же время, депрессивные симптомы в подростковом возрасте и юности в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида.
Исследователи, которые сравнивали депрессию среди подростков и взрослых, пришли к выводу, что, несмотря на небольшие различия в стадиях развития, симптомы остаются теми же. К этим различиям относятся жалобы подростков на повышенную сонливость, временную бессонницу и булимию. Подростки обнаруживают более неустойчивое протекание депрессии, характеризующееся серьезными межличностными проблемами, а также совершают больше суицидальных попыток, чем взрослые в депрессии.
От детства к подростковому возрасту наблюдается переход от основных неполовых симптомов к более внутренним – психологическим или когнитивным. Предполагается, что в отличие от детей подростки глубиной своего отчаяния, чувством безнадежности и склонностью к самоубийству похожи на взрослых.
Подростковую депрессию от взрослой отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты. Несмотря на различия между депрессией у подростков и взрослых, лечение подростков можно проводить с помощью тех видов терапии, которые доказали свою эффективность в лечении депрессии у взрослых.
Основные цели оценки – отнести имеющиеся у подростка проблемы к диагностической категории, оценить присутствие, отсутствие и уровни специфических жалоб, форм поведения, возможностей и умений, точно определить силу проявления симптомов, трансформировать неопределенные жалобы в специфические поведенческие избытки и недостатки, предвидеть будущее поведение в определенных условиях, произвести исследования и проследить за результатом лечения депрессивных расстройств. Однако для выполнения всех этих функций инструментарий, используемый при оценке депрессии, должен быть надежным и валидным. Большинство погрешностей в квалификации депрессии, которые являются результатом разнообразия получаемой клинической информации и диагностических формулировок, могут быть существенно уменьшены с помощью использования ясных, недвусмысленных диагностических критериев в высокоструктурированных планах диагностических бесед. В связи с указанной проблемой ответов требует также и следующие вопросы.
Во-первых, дети и подростки различных возрастов могут по-разному описывать свои эмоции, ощущения и состояния. Основная проблема заключается в том, что любые изменения в оценочных процедурах могут повлиять на результаты и выводы, потому что одни и те же вопросы могут интерпретироваться по-разному в зависимости от возрастной стадии. Более того, для оценки возрастного соответствия детского поведения клинической картине необходимо знать возрастные особенности депрессивной симптоматики. Но для выявления возрастных особенностей депрессивной симптоматики, в свою очередь, необходимо знать возрастные особенности нормального развития.
Во-вторых, для получения исчерпывающей и точной картины детских и подростковых проблем информацию необходимо собирать из разных источников (родители, близкие родственники, учителя и сверстники).
К сожалению, уровень согласованности между различными источниками информации о частоте и характере расстройств довольно низок. Несогласованность бывает не только между информацией, полученной от детей и родителей, но также и между данными, полученными от родителей и учителей. Обычно дети сообщают о меньшем количестве и выраженности симптомов, чем их родители. На несогласованность в сообщениях может повлиять тип депрессивных симптомов. Внутренние депрессивные симптомы, такие как чувство вины, более точно сообщаются самими детьми, тогда как внешние, наблюдаемые симптомы, могут быть более надежно переданы другими людьми. В любом случае подростки могут об одних симптомах сообщить, а о других – нет. Родительские сообщения могут зависеть от низкой осведомленности о детском функционировании.
Когда данные, полученные от различных информаторов, слабо согласуются между собой, то решение о том, какую информацию использовать, становится проблемой. С другой стороны, большинство ученых, которые занимаются исследованиями в области подростковой депрессии (Подольский А., Идобаева О.,Ковач М.) сходятся во мнении, что протекание депрессии у подростков более выражено, определенно, сложно, по сравнению с детьми, предыдущих возрастных периодов.
Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения «не совсем правильно». Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и «никакое настроение». Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.
Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий.
Тревожный компонент расстройства не редко определяет активный поиск выхода из депрессивного состояния обычно за счет усиления активности по поиску помощи со стороны и не всегда родителей и родственников. Повышенное самомнение «я сам могу» часто определяет направление деятельности с выходом на сверхценные увлечения или группирования с подростками, отличающимися отклонениями в поведении, поэтому нередки алкогольные эксцессы компании делинквентных подростков.
Усиление тревоги, особенно к вечеру, часто сопровождается появлением страха за будущее, чувства бесперспективности жизни, возникновением суицидальных мыслей с попытками их реализации. Утомляемость подростков заметна особенно во второй половине дня, они часто нуждаются в послеобеденном отдыхе, и, если пользуются им, чувствуют себя значительно лучше. Согласно данным подростковой психиатрии средняя и тяжелая формы депрессии в возрасте от 13-16 лет встречаются довольно редко, но ее симптомы могут представлять угрозу для жизни тех, кто оказался в таком состоянии. Исследование подростковой депрессивности Коннелли в 1993 г. показали, что легкая депрессия встречается в среднем в 90% случаев, а средняя и тяжелая форма депрессии встречается значительно реже, только в 10% случаев.
Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Среди тех, кто испытывал депрессию, девочек-подростков больше в два раза, чем представителей мужского пола. Подростки-девочки, скорее загоняют свои проблемы внутрь и развивают депрессию. Хотя причины этого полового различия не ясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения. Это влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации побуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. У девушек депрессия часто сопровождается нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия и булимия. Сочетание менее эффективных стилей совпадающего поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличить эту вероятность депрессий у девочек на пути от отрочества к юности и взрослости.
Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как деликвентность или употребление наркотиков. У мальчиков-подростков депрессия нередко сопровождается срывами. Депрессия в подростковом возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение.
Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе. Значительная доля тех, кто покушается на самоубийство, переживают депрессию, по меньшей мере после своей попытки. Депрессия, мысли о самоубийстве, и употребление наркотиков также связаны между собой. У девушек недовольство своим телом может привести к расстройствам пищевого поведения, а затем и к депрессии. Особую опасность депрессии всегда связывали с нездоровьем, - исходя из предположения, что депрессия делает человека уязвимым к болезни. Депрессия может вызвать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения. Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения родитель - ребенок в отрочестве и влиять на романтические отношения.
Депрессия у подростков часто совмещается с булимией и анорексией. Анорексия и истощение настолько часто сопровождают депрессию, что считаются одним из облигатных ее признаков и включаются в качестве критериев диагностики депрессии практически во все известные опросники.
Сами подростки на снижение массы тела и утомляемость внимания не обращают.
Повышение аппетита, или булимия, у подростков также могут сопровождать депрессивные состояния, хотя это наблюдается несколько реже.[10]
Итак, депрессивные состояния в подростков накладывают отпечаток на все стороны личности, приводят к отчуждению и одиночеству, что еще более усиливает состояние депрессии. Депрессивные состояния приводят подростка к дезадаптации и своевременная коррекция данного эмоционального неблагополучия позволит бескризисно преодолеть трудности, сопутствующие подростковому возрасту.
Опасность депрессии:
Симптомы атипичной депрессииОсновной отличительной чертой атипичной депрессии от острой ее формы, является мгновенная реакция настроения на ситуацию. Другими словами, больной ч... |
Это предменструальный дисфорический синдром (ПМДС) или депрессия?Перед тем как утверждать, что перепады настроения связаны с периодами менструации, заведите дневник и ведите его на протяжении трех месяцев, советуе... |
Депрессия у мужчин и женщин: отличия и сходстваЧеловек, который смог отказаться от приема антидепрессантов ступил на путь избавления от депрессии. Даже послеродовая депрессия у женщин способна дове... |
Меню сайта:
Новые заметки:
- Как достичь высоких результатов: разминка, режим, оксандролон
- Аренда вибропогружателя Vector Shpunt: актуальные строительные новинки
- Советы как направляющие для станка чпу купить или схожее оборудование
- Где лучше купить клавиатуру и мышку с подсветкой
- Купить запчасти на сеялку под начало сезона
- Найти хранилище для суг и другие решения бизнеса
- Пластичний хірург в Рівному. Ліпосакція ніг. Вартість
Помочь ребёнку:
Симптомы детской депрессииДепрессия у детей и подростков может появиться как внезапно, так и постепенно. Ребенок кажется больше раздражительным, чем просто в плохом настроени... |
Школьный невроз у современных детейДинамика и коррекция школьных неврозов все чаще становятся основными направлениями работы школьных психологов и психотерапевтов семейных. Все дело в т... |
Авторизация
Как лечить депрессию:
Антидепрессанты:
Наиболее часто задаваемые вопросы об антидепрессантахМногочисленные исследования доказали, что препараты антидепрессанты весьма эффективны при лечении депрессий и безопасны. Тем не менее, у многих люде... |
Книги от депрессии, музыка и их влияние на душевное сосСпециалисты из различных стран мира в своей практике используют самые разнообразные методы для лечения нервных расстройств и депрессии. Так, для ... |
Исследователи скрывают правду об антидепресЕще в советские времена Михаил Жванецкий в одной из своих незабвенных коротких миниатюр призывал производителей лекарств тщательнее подходить к ка... |
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АНТИДЕПРЕССАНТОВПодавляющее большинство антидепрессантов — ингибиторов МАО: ипрониазид, фенелзин, иналамид, фенипразин, изокарбоксазид и др. — являются по химическо... |
Популярные статьи:
- Как помочь себе при депрессии - лечение депрессии без лекарств
- Таблетки для счастья
- Выраженная депрессия - самый ужасный симптом меланхолического психоза
- Антидепрессанты и нейролептики
- Психотерапия
- Как и где выражаются боли при неврозе?
- ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИИ ФЕНАЗЕПАМОМ
- Антидепрессанты одно лечат, другое калечат
- Ученые назвали лучшее лекарство от депрессии
- Антидепрессанты – польза или вред?