Депрессии - Детская депрессия

заикание и депрессия

Заикание, или логоневроз, являясь многокомпонентным и одновременно многоуровневым психофизиологическим феноменом предполагает значительную роль психического фактора в своем возникновении и дальнейшем развитии. На это указывали еще первые исследователи проблемы заикания. Так, Либман А. (1901) находил целый ряд психических явлений . Неткачев Г.Д. (1909) утверждал, что заикание есть страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи , а Фрешельс Э. (1931) отмечал, что вполне развившееся заикание почти всегда сопровождается более или менее тяжелыми психическими расстройствами . Описывая симптоматику, Неткачев Г.Д. (1909,1913) обращал внимание на то, что этот психоневроз вырабатывает тревожно-мнительный характер с такими особенностями, как подозрительность, мнительность, неуверенность в себе, вечная огорченность или раздражительность и характеризовал как болезнь боязливой личности , которой присущи страх, навязчивые идеи, угнетенное состояние духа после неудач и случаев заикания, состояние меланхолии и ипохондрии . Тартаковский И.И. (1934) указывал, что при заикании преобладает психическая подавленность, тревожное ожидание, страх и беспокойство за свою речь, сомнение и навязчивость .

В этих характеристиках психопатологических изменений при заикании фактически описывается симптоматика депрессии невротического уровня.

По сообщению Sartorius N. (2003), депрессия – одна из наиболее сложных медицинских проблем. Это широко распространенное заболевание, нередко приводящее к утрате работоспособности, негативно влияющее на семейные отношения и имеющее тяжелые социально-экономические последствия. По существующим оценкам, в мире насчитывается около 100 миллионов больных, у которых диагностируется одна из форм депрессивного расстройства. Вместе с этим происходит нарастание частоты атипичных , скрытых (стертых) форм, при которых типичные аффекты депрессии ( тоска, тревога, апатия) отодвигаются на второй план или маскируются другими симптомами. По данным Вейна А.М., Воробьевой О.В. (2000), в настоящее время доля типичных случаев составляет лишь 10%, а основная масса депрессий протекает атипично и тяготеет к хроническому течению. Распространенность нетяжелого варианта депрессии – дистимии - по данным международных исследований, составляет 3,1 – 3,9 %.

Патофизиологический аспект развития депрессий к настоящему времени разработан недостаточно. Основная роль отводится неадекватному функционированию серотонинергической, дофаминергической и норадренергической медиаторных систем. Обращается внимание на повышенный уровень кортизола в крови и изменение соотношения кортизол/ дигидроэпиандростерон (ДГЭА-С).

Поскольку заикание в подавляющем большинстве случаев возникает в детском возрасте, то необходимо более подробно остановиться на особенностях этого расстройства аффективной сферы в данной возрастной категории. Как отмечают Дмитриева Т.Б. и соавт. (2001), различие во взглядах и подходах к исследованию проблемы депрессивных состояний детского возраста говорит об отсутствии концептуального единства у исследователей. Так, Сухарева Г.Е. (1955, 1959) отмечает, что в клинической картине депрессии превалируют вегетативно-соматические расстройства. Частыми жалобами больных являются неприятные соматические ощущения, боли в области сердца, а у детей младшего возраста – боли в животе. Автором подчеркивается, что именно эти возрастные особенности депрессий заставляют первоначально предполагать наличие соматической, а не психической патологии у ребенка, то есть выделяется ларвированная (скрытая, маскированная) детская депрессия. Majluf E. (1960), Sperling M. (1959), Stutte H. (1969) утверждают, что в детстве симптоматика депрессии проявляется преимущественно соматическими эквивалентами, расстройствами успеваемости, школьными фобиями и преступным поведением. По мнению Kuhn R. (1963), Spiel W. (1969), Ajuriagerra J. de. (1970), аффективные расстройства в детском возрасте возникают существенно чаще, чем их диагностируют. В работе Sperling M. (1959) в качестве признаков депрессии у детей описываются нарушения пищеварения, бессонница, зуд, головные боли, замедленная моторика, плаксивость, отсутствие интересов, печальный облик. Sandler J., Joffe W.G. (1965) при исследовании скрытых и замаскированных форм депрессий особо выделили аффективную реакцию у ребенка. По мнению de Negri M., Moreti G. (1971), в дошкольном возрасте депрессия проявляется задержкой интеллектуальных возможностей (иногда до псевдодебильности), отсутствием инициативы, ограниченностью контактов, тенденцией к изоляции, приступами плача, негативной реакцией на фрустрацию, фобиями и тревогой. В качестве выводов утверждается, что детская депрессия связана с факторами внешней среды, то есть она всегда реактивна, длительная тревога может приводить к появлению пароксизмальных феноменов (кошмары, приступы удушья и т.д.), реже к упорному состоянию эмоционального напряжения, детская депрессия легко изменяется под воздействием внешней среды, детские суициды имеют острый эмоциональный патогенез (по типу короткого замыкания ). Дмитриева Т.Б. (1980, 1981), исследуя психогенные депрессии у подростков, отмечала своеобразие аффективных проявлений в пубертатном периоде: значительную выраженность вегето-сосудистых и невротических расстройств, невротический уровень дезорганизации психической деятельности, атипичность собственно депрессивной симптоматики, включение в клиническую картину специфических подростковых поведенческих реакций. Посохова В.И. (1982), Наталевич Э.С. и соавт. (1982) из существующего многообразия клинических вариантов реактивных депрессий выделяют у подростков астеническую, тревожную, дисфорическую, ипохондрическую.

Основным методом лечения депрессивных состояний в настоящее время считается фармакотерапия с применением различных классов антидепрессантов, обладающих целым рядом нежелательных побочных эффектов и недостатков

В рамках логоневроза целесообразно рассматривать два варианта развития депрессивного состояния: как реактивного, имеющего достаточно быструю динамику развития клинических симптомов, и по типу первичной дистимии, когда обычно наблюдается постепенное начало и хроническое течение. В обоих вариантах возможны обострения в виде депрессивных приступов. Наличие депрессивного компонента в структуре логоневроза существенно усложняет задачу его адекватной и быстрой коррекции, снижая эффект любого терапевтического воздействия, поскольку аффективные проявления отражают изменения в медиаторных системах головного мозга, которые обладают определенной степенью функциональной стабильности.

Оптимальным представляется прямое воздействие физиологичным раздражителем. Для функциональной системы речи им является собственная речь, которую необходимо соответствующим образом преобразовать и превратить в терапевтический фактор. Такой подход реализован в разработанном НИЦ Биокибернетики мультимедийном комплексе BreathMaker, работающем на принципе резонансного речеобразования и двойного, слухового и зрительного, контроля по механизму биологической обратной связи. Для строгой индивидуализации лечебного воздействия тестирующий модуль комплекса анализирует индивидуальные акустические характеристики пациента, на основе которых вычисляются индивидуальные параметры коррекции. Дуплексный режим биологической обратной связи способствует усилению коррекционного эффекта за счет повышения надежности используемого способа контроля. Стойкое улучшение психо-эмоционального статуса в виде регресса депрессивной симптоматики позволяет предположить нормализацию обмена нейромедиаторов под влиянием корригирующего логоневроз воздействия.

Выводы: Приведенные данные позволяют признать метод резонансного речеобразования физиологически адекватным и высокоэффективным как для коррекции самого логоневроза, так и для устранения сопутствующего ему депрессивного синдрома.

 



Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Опасность депрессии:

News image

Депрессия и суицидальные мысли

Признаки суицидального поведения Депрессия несет в себе высокий риск совершения самоубийства. Любой человек, имеющий суицидальные мысли и намерения...

News image

Психоз: симптомы, что чувствуют и как ведут себя больные психозом

На сегодняшний день психоз считается одним из самых распространенных психических расстройств, и в связи с этим от него не застрахован никто, так как о...

News image

Неврозы и их проявления у взрослых людей

Многим родителям известно соматическое проявление невроза у детей, особенно это касается тех деток, которые страдают неврозом навязчивых состояни...

 

Помочь ребёнку:

Депрессия у детей– Когда обращаться к врачу

News image

Немедленно звоните в скорую помощь, если: Ожидание и наблюдение Такой подход, когда вы ждете и наблюдаете за ребенком, будет уместен тогда, ко...

Депрессии и неврозы младших школьников

News image

Любой родитель знает, что школа является новым этапом жизни ребенка. Это - новые ощущения, новые друзья, новые знания, новый распорядок дня, новы...

Авторизация

Антидепрессанты:

Антидепрессанты - бытовые вопросы

News image

В среде «нормальных» людей бытует мнение, что «антидепрессанты очень вредны», «от них можно сойти с ума», «к ним привыкают на всю жизнь» и т. д. Пра...

Антидепрессанты: чудо-лекарство или плацебо, вокруг кот

News image

Их прописывают всегда и всюду, их эффективность высоко ценится и многие люди считают их просто «спасителями жизни». Но является ли эффективность л...

Антидепрессанты и нейролептики

News image

Лекция 24 октября 2001 года. Москва. (прочитана на семинаре Профессионального медицинского объединения психотерапевтов, психологов и социальных р...

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ АНТИДЕПР

News image

Как уже говорилось, несмотря на различия в химическом строении, среди антидепрессантов выявляются препараты, в действии которых преобладает стимулир...