Депрессии - Детская депрессия

каковы же причины и проявления детской депрессии?

Причинами детской депрессии являются генетические, биологические факторы и психосоциальные влияния. И выделить какую-то одну причину, один фактор, представляется достаточно сложным. Общепризнанным является тот факт, что депрессия у ребенка всегда является «маскированной», то есть, трудно распознаваемой.

Детскую депрессию распознать сложно, потому что зачастую она скрывается за «недепрессивными» проявлениями: как правило, это жалобы на физические симптомы. Чаще всего – различные боли (боли в животе, объективные причины которой не могут найти врачи; на головные боли дети в этом случае практически не жалуются). У ребенка может быть небольшое повышение температуры (как правило, до 37,2 – 37,5С), которое сохраняется в течение длительного времени, тошнота, сердцебиение. Бесконечные походы по врачам не приносят результата. У малыша могут находить какие-то изменения со стороны внутренних органов, но часто эти изменения не объясняют длительности или интенсивности болей.

Другими «недепрессивными» проявлениями являются негативизм (когда ребенок отказывается выполнять порученные ему просьбы или противоречит родителям и другим взрослым в чем бы то ни было), недовольно-ворчливое настроение, повышения чувствительность к малейшим критическим замечаниям, поведенческие расстройства (например, агрессивность, уходы из дома). Детей начинают беспокоить мысли о глобальных катастрофах («Что с нами будет, если вдруг случится атомная война?», «Чем мы будем дышать, если вырубят все деревья?») или собственном будущем («Как я буду жить, когда умрут родители?»).

Может отмечаться ухудшение успеваемости в школе. Ребенок перестает справляться с привычными нагрузками в школе. Теряет интерес к любимым предметам и кружкам. Учителя так же могут отмечать ухудшение поведение в классе.

Как же понять, что проявления, которые беспокоят родителей, являются проявлениями депрессии, а не «характерологическими» особенностями ребенка? Дело в том, что описанные проявления возникают как бы вдруг. Родителям бывает трудно однозначно ответить на вопрос, когда их ребенок изменился, но они могут указать на то, что их ребенок стал другим: прилежный ученик перестал интересоваться учебой; забияка превратился в тихоню; а прежде уравновешенный ребенок стал огрызаться родителям и учителям, убегать из дома и обижать младших.

В дошкольном возрасте ребенок может демонстрировать исключительную покорность. Однако не спешите радоваться! Если ребенок не проявляет никакой инициативы, любая активность требует подбадривания и стимуляции и ребенок бурно реагирует на ситуацию, когда его оставляют одного - все это может быть признаками начинающейся депрессии. ( смотрите в книге Ф.Риман «Основные формы страха»).

Нераспознанные депрессивные расстройства в дальнейшем могут привести к тяжелым формам дезадаптации. Почему так происходит? Представьте себе ребенка, который ведет себя плохо. И обычную реакцию взрослых на такое поведение. Представили? Наверняка, ваше воображение нарисовало вам неудовольствие взрослых таким поведением ребенка. Это неудовольствие может быть проявлено по-разному: наказаниями, запретами, бойкотом и т.д. А теперь представьте себе мальчика или девочку с депрессией, которого или которую взрослые наказывают, запрещают что-то, что для них важно, учителя указывают на плохую успеваемость и исписывают дневник красной ручкой. Такому ребенку приходится очень трудно. К сожалению, дети не могут признаться взрослым в том, что у них депрессия, потому что сами этого не понимают и, в силу недостаточной способности к вербализации, не могут точно описать происходящее с ними.

Серьезное отношение к детским проблемам – сочувствие, поддержка - и своевременно обращение за помощью к специалисту позволят избежать дальнейших проблем, связанных ухудшением успеваемости и социальной дезадаптации ребенка в целом.

При написании статьи автор опирался на личный опыт, а также на следующие материалы:

Иовчук Н.М., Северный А.А, Морозова Н.Б. Депрессии у детей и подростков./Детская социальная психиатрия для непсихиатров. СПб., 2006

А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П. Хеймас. Диагностика подростковой депрессивности. СПб.:Питер, 2004

Ф. риман. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии. М.:издательский центр Академия , 2007

 



Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Опасность депрессии:

News image

Признаки неврастении у мужчин в любом возрасте

Очень многие люди употребляют понятие "стресс" каждый день. Но каждый вкладывает в данное определение какой-то свой смысл. Обычно подразумеваются...

News image

Каким образом лечат симптомы депрессии

Как только доктор определит физиологическое происхождение данных симптомов, он направит вас на прием к психологу, психиатру или психофармакологу, дл...

News image

Симптомы

Поскольку человеку, который сам не испытывал большую депрессию или не сталкивался с ней достаточно близко, нелегко понять её серьёзность, он часто в...

 

Помочь ребёнку:

Депрессия у детей и подростков – Анализы

News image

Врач или другой специалист будет ставить диагноз вашему ребенку основываясь на ответах об истории болезней ребенка, а также на основе результатов ла...

Роль родителей

News image

Исследования показали, что у современных детей первые приступы депрессии проявляются раньше, чем прежде. В случае с подростками, то в будущем присту...

Авторизация

Антидепрессанты:

Антидепрессанты и нейролептики

News image

Лекция 24 октября 2001 года. Москва. (прочитана на семинаре Профессионального медицинского объединения психотерапевтов, психологов и социальных р...

Исследователи скрывают правду об антидепрес

News image

Еще в советские времена Михаил Жванецкий в одной из своих незабвенных коротких миниатюр призывал производителей лекарств тщательнее подходить к ка...

Специфические серотонинергические антидепрессанты

News image

Специфические серотонинергические антидепрессанты (ССА) — группа антидепрессантов со сравнительно малыми побочными эффектами и хорошей переносимость...

Отечественные антидепрессанты

News image

Советская фармацевтика старалась не отставать от достижений зарубежных психофармакологов. После открытия ипрониазида и имипрамина в конце 1950-х год...