Депрессии - Детская депрессия

каковы же причины и проявления детской депрессии?

Причинами детской депрессии являются генетические, биологические факторы и психосоциальные влияния. И выделить какую-то одну причину, один фактор, представляется достаточно сложным. Общепризнанным является тот факт, что депрессия у ребенка всегда является «маскированной», то есть, трудно распознаваемой.

Детскую депрессию распознать сложно, потому что зачастую она скрывается за «недепрессивными» проявлениями: как правило, это жалобы на физические симптомы. Чаще всего – различные боли (боли в животе, объективные причины которой не могут найти врачи; на головные боли дети в этом случае практически не жалуются). У ребенка может быть небольшое повышение температуры (как правило, до 37,2 – 37,5С), которое сохраняется в течение длительного времени, тошнота, сердцебиение. Бесконечные походы по врачам не приносят результата. У малыша могут находить какие-то изменения со стороны внутренних органов, но часто эти изменения не объясняют длительности или интенсивности болей.

Другими «недепрессивными» проявлениями являются негативизм (когда ребенок отказывается выполнять порученные ему просьбы или противоречит родителям и другим взрослым в чем бы то ни было), недовольно-ворчливое настроение, повышения чувствительность к малейшим критическим замечаниям, поведенческие расстройства (например, агрессивность, уходы из дома). Детей начинают беспокоить мысли о глобальных катастрофах («Что с нами будет, если вдруг случится атомная война?», «Чем мы будем дышать, если вырубят все деревья?») или собственном будущем («Как я буду жить, когда умрут родители?»).

Может отмечаться ухудшение успеваемости в школе. Ребенок перестает справляться с привычными нагрузками в школе. Теряет интерес к любимым предметам и кружкам. Учителя так же могут отмечать ухудшение поведение в классе.

Как же понять, что проявления, которые беспокоят родителей, являются проявлениями депрессии, а не «характерологическими» особенностями ребенка? Дело в том, что описанные проявления возникают как бы вдруг. Родителям бывает трудно однозначно ответить на вопрос, когда их ребенок изменился, но они могут указать на то, что их ребенок стал другим: прилежный ученик перестал интересоваться учебой; забияка превратился в тихоню; а прежде уравновешенный ребенок стал огрызаться родителям и учителям, убегать из дома и обижать младших.

В дошкольном возрасте ребенок может демонстрировать исключительную покорность. Однако не спешите радоваться! Если ребенок не проявляет никакой инициативы, любая активность требует подбадривания и стимуляции и ребенок бурно реагирует на ситуацию, когда его оставляют одного - все это может быть признаками начинающейся депрессии. ( смотрите в книге Ф.Риман «Основные формы страха»).

Нераспознанные депрессивные расстройства в дальнейшем могут привести к тяжелым формам дезадаптации. Почему так происходит? Представьте себе ребенка, который ведет себя плохо. И обычную реакцию взрослых на такое поведение. Представили? Наверняка, ваше воображение нарисовало вам неудовольствие взрослых таким поведением ребенка. Это неудовольствие может быть проявлено по-разному: наказаниями, запретами, бойкотом и т.д. А теперь представьте себе мальчика или девочку с депрессией, которого или которую взрослые наказывают, запрещают что-то, что для них важно, учителя указывают на плохую успеваемость и исписывают дневник красной ручкой. Такому ребенку приходится очень трудно. К сожалению, дети не могут признаться взрослым в том, что у них депрессия, потому что сами этого не понимают и, в силу недостаточной способности к вербализации, не могут точно описать происходящее с ними.

Серьезное отношение к детским проблемам – сочувствие, поддержка - и своевременно обращение за помощью к специалисту позволят избежать дальнейших проблем, связанных ухудшением успеваемости и социальной дезадаптации ребенка в целом.

При написании статьи автор опирался на личный опыт, а также на следующие материалы:

Иовчук Н.М., Северный А.А, Морозова Н.Б. Депрессии у детей и подростков./Детская социальная психиатрия для непсихиатров. СПб., 2006

А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П. Хеймас. Диагностика подростковой депрессивности. СПб.:Питер, 2004

Ф. риман. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии. М.:издательский центр Академия , 2007

 



Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Опасность депрессии:

News image

Искаженное восприятие - бредовые психозы

Нарушения осознавательной деятельности сейчас не редкость, и, как правило, их характер может быть различным. При разных формах психозов предметы реаль...

News image

Депрессия у мужчин и женщин: отличия и сходства

Человек, который смог отказаться от приема антидепрессантов ступил на путь избавления от депрессии. Даже послеродовая депрессия у женщин способна дове...

News image

Раздражение при депрессии

Большинство людей, впервые в жизни переживающих тяжелую депрессию, не в состоянии оценить привнесенные ею изменения. Они с испугом констатируют, что...

 

Помочь ребёнку:

Обучение ребенка и членов его семьи

News image

Обучение ребенка и членов его семьи о депрессии может проводиться врачом как формально, так и в рамках семейной терапии. Ниже наведены самые важные ...

Школьный невроз у современных детей

News image

Динамика и коррекция школьных неврозов все чаще становятся основными направлениями работы школьных психологов и психотерапевтов семейных. Все дело в т...

Авторизация

Антидепрессанты:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ АНТИДЕПР

News image

Как уже говорилось, несмотря на различия в химическом строении, среди антидепрессантов выявляются препараты, в действии которых преобладает стимулир...

Схема действия

News image

Основное действие антидепрессантов заключается в том, что они блокируют распад моноаминов (серотонина, норадреналина, дофамина, фенилэтиламина и др....

Антидепрессанты. Всегда ли они помогают?

News image

Прежде всего – что такое депрессия? Это психологическое расстройство, которое характеризуется ухудшением настроения, неспособностью переживать радос...

Антидепрессанты

News image

Антидепрессанты действуют по механизму изменения в головном мозге содержания медиаторов – химических посредников для передачи сигналов в тканях мозг...