Лечение - Немедикаментозные методы

депрессия и новые времена

Новые времена изменили не только отношение к меланхолии, но и этимологию. Так во французском меланхолию все чаще стали называть словом ennui. Первоначально оно было одним из производных слова асеdia, но во времена Паскаля непостоянство, тоску и тревогу начали считать нормальными, хоть и мучительными, состояниями человека. В XVII веке словом ennui обозначается очень широкий круг переживаний: тревога, угнетенность, печаль, тоска, скука, усталость, разочарование. В XVIII веке в английском словаре эмоций появляются слова bore, boredom (тоска, скука) и spleen (сплин). Меняются времена, меняются нравы, - тосковать и скучать становится привычно и даже модно. Романтики начала XIX в. уже немыслимы без ощущения мировой скорби . То, что некогда было смертным грехом, достойным осуждения, превратилось, как заметил О. Хаксли, сначала в болезнь, а затем в утонченную лирическую эмоцию, ставшую источником вдохновения для авторов большинства произведений современной литературы.

Мыслители эпохи Возрождения начали освобождать меланхолию от тяжелых средневековых оков греха, и в некотором роде это процесс продолжается до сих пор. Первой ласточкой, был известный итальянский философ и филолог Марсилио Фичино (1433-1499) писал, что меланхолия есть тоска по великому и вечному. Он возвращается к аристотелевскому пониманию меланхолии и говорит, что люди творчества чувствуют тоску более остро и благодаря этому могут глубоко и точно чувствовать природу вещей. Печаль отдаляет душу от мира и тем самым приближает ее к Богу. Фичино сам страдал от тяжелых приступов меланхолии, во время которых впадал в такое отчаяние, что его друзьям приходилось приводить ему его же собственные доводы. Он также боролся с болезнью с помощью специальной диеты, физических упражнений и музыки.

До северной Европы идеи итальянского Возрождения доходили медленно, и там по прежнему считали, что меланхолия наступает от влияния ангелов зла и сношения с ними , но в то же время признавали, что сам меланхолик не обязательно в этом виноват. Голландский судебный врач Ян Виер спас от костра несколько ведьм , доказав инквизиции, что у женщин в наличии все признаки меланхолии. В 1584 году Ретженальд Скотт выпуcтил книгу о колдовстве, где говорил, что меланхолия не всегда является следствием одержимости, а может быть и заболеванием. В Англии книга пользовалась большой популярностью , пока король Иаков не приказал конфисковать и сжечь все ее экземпляры.

Жан Франсуа Фернель (1497-1558 г.) – врач эпохи Возрождения называл меланхолию безлихорадочным безумием, которое наступает в результате истощения мозга, ослаблении его основных способностей . Меланхолия – это состояние, когда «больные мыслят, говорят и поступают абсурдно, им надолго отказывает разум и логика, что протекает со страхом и унынием». «Начинающие» меланхолики вялые, подавленные, «душою слабые, к себе равнодушные, жизнь считают тяготой и пугают уходом из нее». Когда болезнь развивается, то «душой и рассудком, расстроенным и беспорядочным, они воображают многое, и это почти все мрачное, другие считают, что им не следует ни с кем говорить, и они должны провести всю жизнь в молчании. Общества и внимания людей они избегают, многие ищут одиночества, что гонит их скитаться среди могил, гробниц, в дикие пещеры».

Т. Брайт (1550-1615 г.) – первый английский протопсихиатр выпустил в 1586 году первую в Англии книгу по психиатрии. Это книга, состоящая из 41 глав, целиком посвященная меланхолии, называлась «Трактат о меланхолии». Брайт был знаком с Шекспиром, и проведя многочисленные параллели между творчеством великого драматурга и «Трактатом о меланхолии», можно сделать вывод, что Шекспир был хорошо знаком с этим трудом.

В 1599 году вышел Трактат о меланхолических болезнях Андреаса де Лоуренса. Лоуренс считает, что меланхолия вызвана не телесным строем , а в первую очередь образом жизни и пристрастиями и пытается определить границы того, что можно назвать болезнью, различая меланхолический склад в границах здоровья и склад, за эти границы выходящий . Лоуренс разделял человеческое я на три части: разум, воображение и память, а называет меланхолия болезнью воображения. Идея Лоуренса о том, что глаза человека закатываются назад и смотрят на свой мозг, а поскольку мозг меланхолика пропитан черной желчью, то меланхолики видят все в черном свете кажется на первый взгляд абсурдной. Но только на первый - ведь то, что мы видим - это оптическая проекция мира на сетчатку глаза, которая затем преобразуется в электрические импульсы, которые поступают по сенсорным каналам в мозг и подвергается там окончательной обработке. Депрессия меняет нормальное течение химических процессов в мозге человека, и в результате он действительно видит мир в черном свете.

С начала 17 века меланхолический темперамент становится чрезвычайно популярным в Европе, а в Италии слова меланхолия и гений практически становятся синонимами. Меланхолию связывают с чем то утонченным, возвышенным, аристократическим. Так в пьесе середины XVII века мрачный цирюльник жалуется на меланхолию и слышит в ответ: Меланхолия? Хорошенькое дело, слышать это слово от цирюльника. Тебе следует говорить, что ты ощущаешь тяжесть, тупость и придурковатость. Меланхолия - это герб на воротах царедворца .

В Англии меланхолия получила название елизаветинской болезни . Начиная со знаменитого трактата Роберта Бертона Анатомия меланхолии (1621), которому он посвятил всю свою жизнь, описание меланхолии как душевной болезни дополняется социально-психологической трактовкой, подчеркивающей значение таких факторов, как одиночество, страх, бедность, безответная любовь, чрезмерная религиозность и т.д. Небезынтересны слова Бертона: Я пишу о меланхолии, дабы избежать меланхолии. У меланхолии нет большей причины, чем праздность, и нет лучшего средства против нее, чем занятость . Бертон говорит о том, что сейчас называется стрессоустойчивостью - что для одного - блошиный укус, для другого - нестерпимая пытка... то, что один легко преодолевает, другой же легко при этом впадает в меланхолия . Бертон определяет меланхолию как болезнь души и тела.

Не последнее влияние на лечение душевных заболеваний оказала модель механистического сознания французского философа Рене Декарта. (1596-1650). Декарт полностью разделяет душу и тело, но в отличии от Церкви, использует для этого сухой и элегантный язык логики. Эти идеи получили распространение в теориях Николаса Робинсона, Германа Бургава и многих других, создавших различные механистические модели человеческой психики. Этот процесс продолжается до сих пор, а истоки современных бесконечных научных споров о том, вызвана ли депрессия дисбалансом химических веществ или все определяет человеческая психика в некотором роде - наследие философии Декарта.

 



Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Опасность депрессии:

News image

Депрессия и ее признаки у женщин

Уже давно врачи пришли к выводу, женщины гораздо чаще страдают от депрессий, чем представители сильного пола. Современная медицина даже относит ж...

News image

Какими фазами характеризуется аффективный психоз?

Аффективный психоз представляет собой определенные неадекватные (аффективные) состояния, которые характеризуются как депрессивные, маниакальные или же...

News image

Общая характеристика фаз маниакально-депрессивного синдрома

Психотерапевты характеризуют маниакально-депрессивный синдром как нарушение психики, которое течёт на фоне изменчивых психоэмоциональных состояни...

 

Помочь ребёнку:

Маниакальные симптомы и синдромы у детей

News image

Детей с подобными симптомами можно назвать гиперактивными детьми с синдромом двигательной расторможенности. Им свойственно двигательное беспокойство...

Тревожные состояния у детей. Детская депрессия

News image

К тревожным состояниям, с которыми чаще всего встречается детский невролог, относятся обсессивно-компульсивные нарушения (ОКН) и синдром посттравмат...

Авторизация

Антидепрессанты:

Наиболее часто задаваемые вопросы об антидепрессантах

News image

Многочисленные исследования доказали, что препараты антидепрессанты весьма эффективны при лечении депрессий и безопасны. Тем не менее, у многих люде...

Специфические серотонинергические антидепрессанты

News image

Специфические серотонинергические антидепрессанты (ССА) — группа антидепрессантов со сравнительно малыми побочными эффектами и хорошей переносимость...

Атипичные антидепрессанты

News image

. Атипичные антидепрессанты не относятся ни к трициклическим антидепрессантам, ни к селективным ингибиторам обратного захвата серотонина, но действу...

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина

News image

Как видно из называния, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина действуют посредством выборочного ингибирования (блокирования) обратного...