Депрессии - Депрессия у подростков

причины депрессий в школе

Одним из серьёзных и неразрешённых вопросов современной школы остаётся вопрос о психологической комфортности и защищённости. В чём его важность? Длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, скрытой депрессии.

Но, тем не менее хотелось бы рассмотреть причины, вызывающие состояние беспомощности, эмоциональной напряжённости, школьной тревожности, приводящие к длительному состоянию уныния, упадка духа, обескураженности, изоляции и одиночеству, первые признаки скрытой депрессии.

Порой причины имеют явно врождённый характер и обусловлены складом характера. Такие подростки вообще избегают компании, тяжело переживают неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрессивное состояние. Им часто кажется, что они неполноценны и не нужны.

Каковы объективные причины? Перегрузка учебной деятельности, отставание в учёбе, завышенная требовательность, не сложившиеся взаимоотношения со сверстниками. Эти проблемы обостряются при переходе из начальной в среднюю школу, в период подросткового кризиса.

Остановимся чуть подробнее на 5-6-х классах, ведь становление личности подростка во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап.

На рубеже начальной и средней школы происходит снижение интереса к учёбе, так называемый мотивационный кризис. К внешним проявлениям относятся отрицательное отношение к школе вообще, нежелание её посещать, выполнять учебные заания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями и нарушение правил поведения в школе; к внутренним — эмоция страдания, различные комбинации гнева, отвращения и презрения, враждебность, направленная на себя и вовне, страх, чувство вины и застенчивость.

Есть ли выход из этой ситуации? Их два: либо кризис преодолевается и становится стимулом к самовоспитанию, либо он приводит к блокировке эмоционального развития: отставанию в учёбе, конфликтам с окружающими, установке противодействия и агрессии, тревоге, замкнутости.

Эти проявления неудовлетворённости детей учением имеют различные причины, которые в основном можно свести к трём. Во-первых, неблагополучный статус ребёнка в системе отношений класса; во-вторых, плохие результаты учёбы, их чрезмерная критика и как следствие недовольство собой; в-третьих, невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей.

В более старшем возрасте чувство неуверенности, напряжённости, тревоги, депрессии, являющиеся следствиями психологической незащищённости, приводит к отчуждению. Отчуждение не проходит для ребёнка бесследно. Оно деформирует личность, ведёт к деструктивным формам поведения, асоциальному поведению или неспособности впоследствии строить полноценные отношения с окружающими людьми, то есть вызывает психические и социальные отклонения в личности. Результатом переживания подростками одиночества и отчуждённости становятся глубокие эмоционально-негативные проявления, осознание своей «никчёмности», «ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток может стать изгоем, эгоистом, отшельником или чужаком.

Проблема комфортности подростка в школе достаточно серьёзная. И чтобы решить её, недостаточно только «воспитательной работы» учителей, школьных психологов. Родители тоже должны «подставить своё крыло». И тогда общими усилиями можно будет решить проблему эмоциональной безопасности учащихся.

Помните, что:

каждое следующее поколение взрослеет раньше и стремление к независимой жизни у них тоже появляется раньше! подростку нужны деньги: пригласить девочку в кино, купить новую кассету, сходить на дискотеку, да мало ли на что (кстати, совсем не обязательно сразу думать о наркотиках). Но если он или она будет зарабатывать эти деньги честным трудом, а не просто получать их от родителей, то и отношение будет совсем другое. без преодоления трудностей подростку нельзя вырасти полноценной личностью. Не скрывайте от ребёнка трудностей своей жизни, обращайтесь к нему за помощью и советом в трудную минуту, рассказывайте о своей профессии — вдруг заинтересуется.

 



Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Опасность депрессии:

News image

Виды и группы неврастении, их различия

Всякий невроз относится к заболеванию нервной системы функционального типа, которое сопровождается нарушением деятельности мозга без присутствия ...

News image

Как проявляется и чем грозит детская неврастения?

Причиной детских психозов являются различные психологические факторы, вызванные теми или иными происходящими ситуациями. Так же, как вариант, сущ...

News image

Диагностические критерии депрессий

I Характеристика психического статуса (необходимо наличие не менее 2 критериев под литерами А или Б или хотя бы 1-го из признаков, приведенных под л...

 

Помочь ребёнку:

Непрерывное лечение

News image

Необходимость в непрерывном лечении зависит от степени сложности болезни и того, как она влияет на жизнь ребенка. Такое лечение в основном состоит и...

Депрессия в детском возрасте

News image

Для многих педагогов и родителей актуальной темой бесед с психологом становится проблема детской депрессии. Эта тема охватывает и проблемы детей, ли...

Авторизация

Антидепрессанты:

Самолечение антидепрессантами

News image

«Нация прозака» – так американцев называют с 2001 г. Тогда вышел одноименный фильм, а на его афишах было написано: «Молодые и депрессивные в Америке...

Стоит ли моему ребенку принимать антидепрессанты?

News image

Введение При принятии решения относительно приема антидепрессантов, вы должны принять во внимание множество факторов. Например, насколько тяжело...

История

News image

Выделение антидепрессивных средств (антидепрессантов) в самостоятельную фармакологическую группу произошло в 1950-х годах с открытием синтетических ...

Антидепрессанты в кардиологической практике

News image

Г. В. Погосова, доктор медицинских наук Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины МЗ РФ, Москва Депрессия и серд...