Лечение - Немедикаментозные методы

депрессия в средние века

Воззрения средних веков целиком и полностью определяет христианство. Августин (354 - 453 г.) считал, что разум отличает человека от животного, поэтому потеря разума низвергает его к животному состоянию и ведет к отпадению от Бога. С этого времени отчаяние меланхоликов определяется как состояние, которое не проникнуто милостью и благодатью божьей, а описание Навуходоносора в книге Даниила нередко приводится в качестве доказательства, что психические заболевания - есть наказание Божье.

У Энагрия Понтиака (346-399 г.) и Иоанна Кассиана (360-435 г.) описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Поскольку меланхолия достигает своего пика именно в полдень она была названа «бесом полуденным». Основным симптомом этого состояния была acedia (вялость, лень). Именно это слово в средние века стало синонимом слова «меланхолия». Монах, находящийся во власти acedia, испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-нибудь, кто идет его навестить. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство. Acedia, являвшаяся для отшельников повальной напастью, которая наводит порчу в полдень , обычно связывалась с бесом полуденным из 90 псалма. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать свои места. Кассиан полагал, что меланхолика следовало лечить физическим трудом, и вся остальная братия должна была отвернуться от него, чтобы не подвергаться влиянию беса полуденного .

Церковь называла девять (а позднее - семь) смертных грехов. Среди них была и asedia, которая с 13 века все больше толковалась как праздность . В Средневековье античное в здоровом теле здоровый дух было придано забвению, а Труды Фомы Аквинского (1225-1274), согласно которым телесный недуг не имеет никакого влияния на душу, всякая болезнь является болезнью тела или души (а меланхолия была названа болезнью души), способствовали еще большему отделению души от тела. Поскольку душа подвержена влиянию Бога или Сатаны, нетрудно догадаться в более чем однозначных выводах средневековой Церкви. Наступили времена инквизиции, и одному Богу известно сколько меланхоликов сгорело на ее кострах. Церковь средневековья считала, что если человек, отпавший от божьей благодати (а то что, это происходит при меланхолии, сомнений не вызывало), может вызвать соблазн у других, и потому его следует удалить из сообщества верующих. Сначала это было отлучение от церкви, а позднее - штраф, тюремное заключение, а если это не помогало, то его просто сжигали на костре. И это помогало.

Великий врач Востока Авиценна (980-1037 г.) писал, что «меланхолия - есть уклонение мнений от естественного пути в сторону расстройства, страха и порчи. Меланхолия определяется по чрезмерной задумчивости, постоянному наваждению, взгляду, неизменно устремленному на что-нибудь одно или в землю». На это также указывает «грустное выражение лица, бессонница и задумчивость».

В 11 веке Константин Африканский написал трактат «О меланхолии», в котором собрал данные из арабских и римских источников. Он определяет меланхолию как состояние, при котором человек верит в наступление лишь неблагоприятных событий. Причина болезни в том, что пары черной желчи поднимаются к мозгу, затемняя сознание. Такая наклонность формируется не у всех, а лишь у тех, кто имеет к заболеванию особую предрасположенность.

Для средневековья характерно то, что все переживания подразделяются на пороки и добродетели. Латинское слово desperatio (отчаяние) обозначало не просто душевное состояние, а порок, греховное сомнение в божьем милосердии. То же самое с происходило с вышеупомянутой acedia, означавшую апатию, духовную леность, праздность. Нередко вместо acedia употребляли слово tristitia (печаль). В XIII в. состояние acedia стали ассоциировать с физическим разлитием желчи - постепенно слово acedia вытеснило гиппократовскую меланхолию и стало употребляться в значении тоска .

 



Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Опасность депрессии:

News image

Психотическая депрессия

Психотическая депрессия это острая форма депрессии, при которой проявляются приступы психоза. Психозом называют галлюцинации, дезориентацию или любо...

News image

Мозговая неврастения

Неврозы, вне зависимости от их разновидностей, не являются анатомическими повреждениями мозга, это всего лишь функциональные заболевания централь...

News image

Психологическая депрессия и помощь специалистов

Ритм жизни современных людей, так или иначе, диктует свои правила. Часто под влиянием этого у многих возникает определенная неудовлетворенность жизнью...

 

Помочь ребёнку:

Виды детских неврозов в наши дни

News image

Неврозы у детей - серьезная проблема. Однако это заболевание успешно лечится. Очень часто невротическим расстройствам ребенка родители должного значен...

Причина детской депрессии

News image

Точная причина депрессии неизвест­на. Депрессия проявляется от действия совокупности внутренних и внешних факторов, комбинации кото­рых у больных ра...

Авторизация

Антидепрессанты:

Какой вред могут нанести антидепрессанты во время берем

News image

Существует несколько видов антидепрессантов. Одни из них несут в себе меньший риск нанесения вреда, нежели остальные. Однако, чтобы утверждать, что ...

Схема действия

News image

Основное действие антидепрессантов заключается в том, что они блокируют распад моноаминов (серотонина, норадреналина, дофамина, фенилэтиламина и др....

Антидепрессанты: чудо-лекарство или плацебо, вокруг кот

News image

Их прописывают всегда и всюду, их эффективность высоко ценится и многие люди считают их просто «спасителями жизни». Но является ли эффективность л...

Ингибиторы избирательного обратного захвата серотонина

News image

Ингибиторы избирательного обратного захвата серотонина – это более поздние препараты, получившие популярность в борьбе с депрессией благодаря тому, ...